Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Ментальная арифметика".
Форма обучения - очная.
Программа объемом 72 академических часа рассчитана на один год обучения (36 недель).
Актуальность программыНаиболее интенсивное развитие головного мозга детей происходит с рождения до одиннадцати лет. Навыки, приобретенные в этом возрасте, быстро и легко усваиваются и сохраняются на долгие годы. Именно поэтому они могут оказать значительное влияние на успешное будущее ребенка. Данные исследований свидетельствуют о положительном влиянии ментальной арифметики на развитие детей.
Ментальная арифметика представляет собой систему интеллектуального и творческого развития детей средствами математических вычислений, специальных упражнений по синхронизации полушарий мозга, развитию восприятия, внимания, мышления, памяти, речи.
При этом используются японские счеты – соробан, которые дают наглядное представление о числе и его составе. При работе с соробаном у обучающихся формируются и совершенствуются вычислительные навыки, включая визуальное и кинестетическое восприятия. В отличие от калькулятора и компьютера, которые могут тормозить мозговую деятельность, счет на соробане наоборот повышает умственное развитие детей комплексом манипуляций.
Кроме того, занятия ментальной арифметикой способствуют развитию уверенности в собственных силах, развитию памяти, в том числе фотографической, концентрации внимания и развитию социальной адаптации детей.
Основные характеристики образованияВ программе предусмотрены активные формы работы, направленные на вовлечение обучающихся в динамичную деятельность, обеспечение понимания ими учебного материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.
Цель программыРазвитие интеллектуальных и познавательных способностей, вычислительных навыков детей, возможностей восприятия и обработки информации посредством обучения счету на соробане.
Задачи программыОбучающие:-обучить приемам счета на соробане, работе в уме с воображаемыми числами;
-совершенствовать вычислительные навыки с помощью счета на соробане.
Развивающие:-развивать мелкую моторику, концентрацию внимания, фотографическую память, логическое мышление и воображение для активации интеллектуального и творческого потенциала ребенка;
-развивать познавательную активность через применение технологии личностно- ориентированного деятельностного подхода;
-развивать основы самоконтроля и самооценки.
Воспитывающие:-воспитывать инициативность и самостоятельность, ответственность и уверенность в своих силах;
-воспитывать интерес к быстрому счету и ментальной арифметике;
-воспитывать потребности в саморазвитии, самореализации у детей.
Планируемые результаты освоения программыВ результате освоения программы дети должны:
-иметь представление соробане и его конструкции;
-знать правила передвижения косточек на соробане;
-владеть понятиями: цифра, число, разряд, сложение, вычитание;
-уметь откладывать числа на соробане;
-освоить сложение и вычитание без законов на соробане;
-освоить сложение и вычитание на соробане, используя законы «на 5»;
-освоить сложение и вычитание на соробане, используя законы «на 10»;
-освоить сложение и вычитание на соробане, используя дополнительные законы;
-уметь оперировать многозначными числами на соробане.
В результате освоения программы у детей повысятся вычислительные навыки, познавательная активность, улучшатся интеллектуальные и творческие способности, а также возможности восприятия и обработки информации.
Современные ценностные ориентиры, которые формируются в процессе освоения программы
Обучающиеся станут более социально адаптированными, общительными, ответственными и уверенными в себе.
Уровень сложности содержания программы - стартовый.
Организационно-педагогические условия реализации программыФорма обучения – очная. Взаимодействие педагога и ребенка направлено на создание условий для более успешной реализации способностей обучающегося.
Режим занятийЗанятия по программе на протяжении всего курса обучения проводятся в течение 36 учебных недель, 2 раза в неделю по одному академическому часу продолжительностью 45 минут, всего – 2 часа в неделю; в год – 72 часа.
Для детей 9-11 лет возможна следующая вариация режима занятий: в течение 36 учебных недель, 1 раз в неделю по 2 часа продолжительностью 45 минут с 15 минутным перерывом после каждого часа занятий, всего – 2 часа в неделю; в год – 72 часа.
Возраст обучающихсяПрограмма рассчитана на детей 7-11 лет. Плавающий возрастной барьер обусловлен тем, что обучение по программе возможно для детей с 7 до 11 лет в любой промежуток времени, так как по принципу персонализации дополнительного образования посредством выстраивания индивидуальных образовательных траекторий выставляются свои цели, задачи и планируемые результаты.
Формы организации образовательного процесса – групповая.
Принципы формирования и наполняемость группНа обучение в группы по программе принимаются дети в течение всего календарного года без проведения индивидуального отбора. Наполняемость укомплектованных групп – 6 человек.
Особенности организации образовательного процессаОбучение детей строится в соответствии с особенностями их развития. Посильность требований и нагрузок, предъявляемых ребёнку в процессе обучения, способствует повышению эффективности занятий. Каждый ребенок обучается в своем индивидуальном темпе работы и переходит к новому этапу обучения после полного усвоения материала предыдущего этапа.